Есть и пить нужно столько, чтобы наши силы этим восстанавливались, а не подавлялись. (Марк Туллий Цицерон) |
|
ВиноВерующий еврей может употреблять только то вино и виноградный сок, которое было произведено евреями соблюдающими субботу.
Нееврейским вино стало потому что: Древние идолопоклонники не только приносили жертвы своим идолам, но и возливали на алтари вино. Такое вино Тора запретила пить, от него нельзя получать никакой выгоды. Что касается вина, не предназначенного для жертвоприношений, то Тора его не запретила. Но оно запрещено мудрецами. Причина приводилась выше: стараясь избежать ассимиляции, мудрецы ввели запрет на употребление нееврейского вина, ибо ничто так не сближает людей, как совместная трапеза с возлияниями. Напомним, что по той же причине был запрещен нееврейский хлеб. Важно:
Ps: Некоторые авторитеты считают, что пастеризованное вино тоже имеет статус яйн мевушаль, но ведущие законоучители последнего поколения с этим не согласны. Следует иметь в виду, что сегодня подавляющее большинство кашерного виноградного сока, производимого в Израиле и США, пастеризовано. То же самое можно сказать о сладких винах, имеющих надежный эхшер. Зато сухие и полусухие вина, как правило, не пастеризованы. Вино, полученное из сваренного изюма, имеет статус яйн мевушаль. Но если размолотый свежий изюм просто залили водой, а затем прошло более суток (по другому мнению, трое суток), то прикосновение к нему нееврея сразу же делает его запрещенным. Касание нееврея не запрещает напитки, которые не считаются вином и не имеют вкус вина, даже если в их состав в качестве одного из ингредиентов входит кашерное вино, – например, коктейли. Можете подавать их на вечеринке, где присутствуют евреи вместе с неевреями. Блюдо, в состав которого входит вино, тоже не вызывает никаких проблем. Но если вино не впиталось в пищу, а находится в жидком состоянии (например, в соусе), стоит посоветоваться с компетентным раввином. Напиток, в котором воды в 6 раз больше, чем вина или виноградного сока, можно пить, даже если он произведен неевреем. Дело в том, что вино, разбавленное водой в отношении 1:6, теряет статус вина (в частности, на него не произносят благословения на вино). Данное правило относиться только к воде. Но нееврейское вино, смешанное с любой другой жидкостью, может быть разрешено только если общий объем смеси в 60 раз больше объема вина. Особый случай представляет собой смесь с кашерным вином. Согласно многим авторитетам, даже самого малого количества нееврейского вина достаточно для того, чтобы запретить всю смесь. И только по мнению Рама, в случае материального ущерба можно разрешить смесь двух вин – кашерного и некашерного, – если нееврейское составляет меньше 1/60 от общего объема. Уксус и спирт, полученные из нееврейского вина, запрещены. В частности, поэтому нельзя пить нееврейский коньяк. Покупая консервы, содержащие уксус, необходимо проверить, из чего он сделан, так как в районах развитого виноделия (в Молдавии, Крыму, Бургундии) часто используют уксус, изготовленный из виноградных вин. Уксус и спирт, сделанные из кашерного вина, не запрещены даже если их коснулся нееврей. Поэтому можно смело пить кашерный бренди в любых местах, в том числе в ресторане, где бокал с бренди вам подает официант-нееврей. Что касается вина, то следует заметить, что основные проблемы возникают с открытыми бутылками. Если нееврей дотронулся до закрытой (пусть даже не запечатанной) бутылки вина или потряс ее – ничего не произошло; закрытое вино разрешено по самому строгому мнению. И даже если бутылка открыта и нееврей всего лишь ее коснулся – в этом случае вино тоже разрешено. Тем не менее, нельзя согласиться с тем, чтобы в кашерном ресторане вино по бокалам разливал официант-нееврей. Однако, если нееврей уже налил вино из бутылки, то, опираясь на указанное выше мнение Рама, постфактум можно это вино разрешить, но только в случае если отказ от него приведет к значительному материальному убытку. В остальных случаях – если нет значительного ущерба – запрещено не только вино, разлитое неевреем по бокалам, но и то, что осталось в бутылке. Но если нееврей дотронулся не просто до бутылки, а до самого вина (губами или пальцами), его нельзя не только пить, но и использовать, извлекая какую-либо пользу. Лишь в случае большого ущерба, опираясь на мнение Рама, можно разрешено получать выгоду от такого вина – хотя пить его нельзя в любом случае. Правда, когда нееврей дотронулся до вина не рукой, а каким-либо предметом, то закон не столь категоричен: вино нельзя пить, но можно использовать.
Еще одна тема. Наливая кашерное вино из бутылки в бокал, в котором осталось некашерное вино (например, из него раньше пил нееврей), мы сталкиваемся с тем, что напоминает "сообщающиеся сосуды" из школьного курса физики. А именно: вино, находящееся в бутылке, и вино, находящееся в бокале, в тот момент, когда их соединяет непрерывная струя, объединены, поэтому их следует рассматривать как одно целое. В результате, вино, оставшееся в бутылке, будет запрещено – если его объем не превосходит в 60 раз объем некашерного вина в бокале. Однако то вино, которое уже попало в бокал, в любом случае становится сразу запрещенным. Еще одно облегчение: когда вино переливают из больших сосудов (например, бочек), то постфактум вино в них не теряет статус разрешенного, независимо от того сколько его осталось. Можно продавать кашерное вино, а также угощать им еврея, не соблюдающего законы, несмотря на то что тот сделает вино запрещенным сразу как только дотронется до него губами. Аналогично, раввин во время "хупы" может дать бокал с вином жениху, даже если тот не соблюдает субботу. Но после того как жених пригубит вино, пусть он сам передаст бокал невесте. |
|